В современной культурологии явление «советского монументального классицизма» считается очень поверхностно проанализированным, а сам стиль и его философия не исследованы в должной степени. Чаще всего, мы можем руководствоваться лишь собственным впечатлением от грандиозных архитектурных построек того времени. Здания этого периода были огромными монументальными, с колоннами, куполами и фронтонами, что придавало им вид величия и мощи. Сталинская архитектура исполнялась в духе классического наследия, со ссылкой на строительные традиции Рима и Греции. Это подчеркивало идеологическую связь Советского союза с древнейшими цивилизациями мира и придавало строениям образ вечности.
Именно Сталин выбрал классицизм, преследуя высшие политические задачи по созданию новой империи. Это была идея противопоставления сильного образа обновленной страны «загнивающему империализму западных государств» с их рациональным конструктивизмом и пошлым модерном.
Однако, простому советскому человеку была недоступна философия имперского роскошества. Империи свойственна строгая иерархия, именно влиятельные «товарищи» верхнего эшелона власти обитали в новых великолепных многокомнатных квартирах с высокими потолками. Это были немногие, приближенные вождя народов: чиновники, партийные руководители, привилегированные профессора и деятели искусств. Основная масса советского народа даже не могла себе представить на сколько шикарными могут быть апартаменты для жизни. Простым людям доступно только величественное впечатление от монументальных фасадов, необозримых проспектов и триумфальных площадей.
Классические интерьеры сталианса пронизаны историческими нитями времени. Основательная деревянная мебель, изготовленная еще в дореволюционное время или по мотивам той эпохи, как нельзя лучше подходила для создания привилегированной обстановки. Для массового производства, для простого народа такая меблировка никак не годилась. Поэтому, такие предметы мебели, как увесистый деревянный стол для работы с зеленым сукном или массивный книжный шкаф высотой под три метра не встречались в обычных советских квартирах. Редкая, впечатляющая, дорогая мебель из дерева, украшенная аутентичной резьбой с ордерными элементами была очень тяжелой и добротно созданной. Именно это свойство помогло сохранить до наших дней многие образцы, которые и сегодня имеют восторженных поклонников среди ценителей антикварного мебельного искусства по всему миру.
Одним из таких культовых экземпляров стал так называемый «Сталинский диван». Окутанный десятками легенд, он уверенно занял свое место на страницах истории мебели. Можно по-разному относиться к этому противоречивому историческому периоду, но не впечатляться, не вдохновиться абсолютно фантастическим, ни на что не похожим образом дивана с высокой готической спинкой и подлокотниками в виде валиков восточных лож просто невозможно!
Само название "сталинский диван" произошло благодаря тому, что в период с 30-х до 50-х годов прошлого века, когда СССР руководил Иосиф Сталин, эта мебельная модель стала популярной и пережила свой расцвет. Есть версия, что сам генеральный секретарь так наименовал одну из моделей диванов небольшой мебельной московской фабрики, на которой оказался с тайным визитом.
Иосиф Виссарионович имел такой диван в своём кабинете и очень любил иногда отдыхать на нем в процессе работы. Полноценное спальное место в условиях строгой рабочей обстановки. Великолепное сочетание функционала и эстетики.
Этот предмет мебели собрал вокруг себя немало фантазийных историй, связанных с любовными похождениями вождя или рассказов о том, как на диване ожидали своей ужасной участи провинившиеся подчиненные. И чем дальше от времени реальных событий, тем больше легенд и мифов окутает этот удивительный диван. Однако, именно эстетика образа неизменно остается генератором вдохновения для художников и дизайнеров мебели на долгие времена.
Диваны в сталинском стиле были обычно большими и впечатляющими, с множеством деталей и украшений. Их форма была симметричной, что добавляло им величественности и гармонии. Они были выполнены из высококачественных материалов, таких как кожа, бархат, дерево и металл. Часто имели зеркальные филенки и небольшие полочки для дорогой посуды и статуэток.
Одной из основных особенностей сталинского дивана является наличие прочного деревянного каркаса, который придает ему запоминающуюся массивность. Круглые подлокотники солидны и внушительны. Иногда они оборудовались специальным механизмом и откидывались в стороны, для увеличения длины спального места.
Сталинский диван является частью культурного наследия эпохи, которая до сих пор остается символом величия прошлого. Эта мебельная модель, была популярна в период с 30-х до 50-х годов двадцатого века. Но до сих пор она остается востребованной у коллекционеров, ценителей истории и людей, любящих необычные впечатляющие образы.
В наши дни такой диван может стать изысканным украшением кабинета, офиса или закрытого клуба, придав ему атмосферу роскоши и великолепия. Он становится образующим элементом интерьера, отражающим вкус и стиль его владельца. И создает особое непривычное впечатление.
В мебельном ателье «Маркетри» специалисты по проектированию исторической мебели воссоздавали проект Сталинского дивана по лучшим образцам антиквариата, сохранившимся с того периода. «Мы по крупицам собирали его из самых интересных элементов, которые нам удавалось раздобыть в музеях и на аукционах. Однажды, даже пришлось погостить у одного ценителя древностей в городе Пенза, с которым мы познакомились абсолютно случайно!», - рассказывает главный дизайнер фабрики Мария Артемьева.
Все самое лучшее и «вкусное» было собрано в одной модели, и родилась новая легенда: «Сталинский диван от Маркетри»! Его тут же отметили ценители подобной архитектуры, и он стал настоящим флагманом в линейке мебели от фабрики. Годами тренированной рукой художника, был исполнен идеально стройный образ классического предмета истинно в имперском духе! А отделка современными высококачественными материалами и правильно подготовленная древесина дают возможность создать изделие, которое переживет века.
Политика конфиденциальности